Язык бухгалтеров для простого человека довольно часто думается практически иностранным. «Сальдо», «бульдо», «сторно», ПБУ и, наконец, даже МСФО и РСБУ. Что означают все эти термины, как их применять на практике? Чтобы выяснить это все до конца, необходимо принадлежать к бухгалтерскому сообществу. Но в этой статье мы все же попытаемся разъяснить отличие МСФО от РСБУ, и поведать, для чего они вообще нужны.
Такие понятия, как:
- Российские стандарты бухучета (РСБУ);
- Интернациональные стандарты денежной отчетности (МСФО),
редко затрагивают одну и ту же компанию в один момент. Значительно чаще бухгалтерам хватает национальных стандартов, которые Министр финаннсов внес предложение видеть в Положениях о бухгалтерском учете (ПБУ). Интернациональные стандарты нужны лишь тем организациям, которые имеют иностранные инвестиции, сами инвестируют в заграничный бизнес, представлены в других государствах либо реализуют свои акции на Столичной и других биржах. Конкретно им необходимо иметь возможность сформировать денежную отчетность в один момент по РСБУ и МСФО. Так как не смотря на то, что Министр финаннсов и ввел интернациональные стандарты в воздействие в России, Росстат и ФНС не примет отчетность, выполненную по МСФО, а инвесторы, со своей стороны, вряд ли захотят почитать отчет о денежных итогах, составленный по нормам РСБУ. Дело в том, что прибыль по МСФО и РСБУ будет значительно различаться. Разберемся, по какой причине так происходит.
РСБУ и МСФО: сходства и различия
Глобальные различия между интернациональной и российской системами денежной отчетности и бухучете заключаются в концепции составления документации. Не смотря на то, что Министр финаннсов России и работает над их сближением, пока значительная отличие сохраняется. Так как у этих двух стандартов различные цели составления денежной отчетности. Условно их возможно обозначить так:
- в МСФО — это демонстрация бухгалтерской и управленческой информации для кредиторов и инвесторов;
- в РСБУ — это контроль уполномоченных надзорных органов за ведением учета и составлением документации.
Конкретно исходя из этого и подход, и правила составления отчетов различаются. В чем же заключается эта отличие?
Коротко список основных различий этих двух систем выглядят так:
- Приоритет в МФСО экономического содержания над юридической документальной формой.
- Правила соответствия доходов и затрат.
- Валюта отчетности и временная цена финансовых средств.
- Консолидация отчетности.
- Учет обесценивания долговременных активов.
- Преобладание в МФСО опытного мнения бухгалтера над первичным документом.
- Определение отчетного периода.
- Определение процентного дохода.
- Многокомпонентные соглашения и их содержание.
- Правила определения налоговой базы.
- Правила отчетности о движении финансовых средств.
Сравнение международных и российских стандартов
Более детальное сравнение МСФО и РСБУ (таблица) выглядит так:
Принцип учета либо отчетности | Интернациональные стандарты денежной отчетности (МСФО) | Российские стандарты бухучета (РСБУ) |
Цели сбора и систематизации информации | Отчетность употребляется инвесторами и кредиторами для принятия инвестиционных решений. | Отчетность нужна для предоставления информации контролирующим и налоговым органам. |
Форма | Операции отражаются в первую очередь с экономической стороны. Опытное суждение бухгалтера является определяющим. | В РСБУ преобладает документальное оформление операций над их экономической оценкой. |
Учет доходов и затрат | В бухгалтерском учете по МСФО операции отражаются с соблюдением принципа соответствия доходов и затрат. В денежных отчетах затраты указаны в отчете о совокупном доходе. | Принцип соответствия доходов и затрат упоминается в ПБУ, но не употребляется на практике либо нарушается. Также между этими правилами в РСБУ и международных стандартах имеется значительные различия. |
Отчетный период | Денежный год не привязан к календарному. Отчетный период может быть выбран компанией исходя из специфики работы и предпочтений инвесторов. | Отчетный период установлен в рамках год (с 1 января по 31 декабря). |
Консолидация отчетности | Доходы, затраты, имущество и обязательства учитываются как одно целое потому, что отчетность формируется по всей группе взаимозависимых компаний: по материнской и дочерним организациям совместно. | Понятие консолидации отчетности в РСБУ размыто, любая организация образовывает свой баланс. |
Определение налоговой базы | Зависит от метода погашения балансовой стоимости активов, выбранного управлением компании. | Налоговая база — это сумма дохода либо расхода, облагаемая налогом на прибыль (НДФЛ и т. п.). |
Валюта | Отчетность составляется в той валюте, в которой организация получает выручку и создаёт расчеты (функциональная валюта). | Отчетность возможно составлять лишь в рублях. |
Определение процентного дохода | Используется способ действенной ставки процента. Ее расчет основан на финансовых потоках, которые получит организация в течении периода действия договора. В случае если прогнозы изменяются, то вероятен ее перерасчет. | Ставка процента устанавливается согласно соглашению. Понятие действенной ставки отсутствует. |
Многокомпонентные соглашения | В МСФО активно используется принцип многокомпонентности. Так как кое-какие операции вероятно правильно оценить экономически, лишь поделив на компоненты. А другие операции возможно учитывать лишь в блоке, в случае если достигнуть нужного экономического результата возможно лишь при их сотрудничестве. |
В РСБУ нет особых норм, регулирующих многокомпонентные соглашения. Для каждой конкретной операции определяются критерии признания выручки. |
Денежные инструменты |
В зависимости от сущности и ожидаемых финансовых потоков производные денежные инструменты классифицируются как:
Все конвертируемые инструменты поделены на два компонента:
Компонент "обязательства" подлежит учету по честной стоимости. Компонент "капитал" учитывается как остаточная цена без возможности переоценки. |
Производные денежные инструменты не выделяются как особенный вид имущества и учитываются на забалансовых счетах. В балансе определяется итоговый расчет по операциям с ними. Для конвертируемых инструментов общие особые правила отсутствуют. Они могут быть как капиталом (акции), так и и обязательством (облигации). |
Классификация аренды | Аренду в МСФО классифицируют по тому, как распределяются между арендодателем и арендатором риски и вознаграждения от владения активом. | В РБСУ аренду классифицируют не как взаимоотношение сторон сделки, а как форму договора. |
Честная цена активов | Понятие "честная цена" довольно часто используется в МСФО при оценке стоимости активов. Это связано с тем, что главные пользователи денежной отчетности желают иметь данные о текущей стоимости активов, обязательств и самой компании. Наряду с этим балансовая цена активов не может быть выше той суммы, которую вероятно получить в текущий период времени от их продажи либо применения. Это разрешает инвесторам делать объективные выводы о состоянии дел и принимать своевременные инвестиционные решения. | Основные средства в процессе работы оценивают по исторической стоимости. Исходя из этого в отчетах РСБУ часто происходит завышение балансовой стоимости основных средств и другого имущества в текущей экономической ситуации. Справочно в некоторых ПБУ употребляется понятие "текущая рыночная цена" активов организации. |
Преимущества МСФО перед РСБУ в рыночных условиях
Так мы видим, что сходств между этими стандартами на сегодняшний день вправду мало. А вот отличия МСФО от РСБУ (таблица) видны весьма очевидно. В России к денежной отчетности до сих пор сохраняется более формальный подход, основанный на множестве руководств и правил, не дающих бухгалтеру проявлять гибкость в оценке происходящего в компании. Отчеты о денежных итогах и движении финансовых средств подготавливаются фактически независимо друг от друга. Раздельно от них находится и сам баланс, показывающий всю денежную картину. Его в большинстве случаев компании составляют первым. Это связано с тем, что современная бухгалтерия мало реформировалась, если сравнивать с недавним советским прошлым, основанном на монополии страны и плановой экономике.
В МСФО все три основные отчетные формы:
- баланс;
- отчет о движении финансовых средств;
- отчет о денежных итогах;
составляются последовательно, и между ними существует прочная связь. В первую очередь бухгалтер должен составить отчет о денежных итогах и отразить в нем доходы и затраты от всех видов деятельности компании. Лишь затем составляется отчет о движении финансовых средств, задачей которого является распределение полученной прибыли на все неденежные статьи. Лишь на базе данных из первых двух отчетов составляется бухгалтерский баланс. Таковой подход дает возможность приобрести максимально полную и точную данные о денежном состоянии организации, что особенно принципиально важно для кредиторов и инвесторов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий